Комплексно-целевая программа
Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защита их прав
на территории сельского поселения
«Досатуйское»
2016 - 2020 годы
2016 год
1. Пояснительная записка.
Положение детей имеет важнейшее значение для демографического развития, экономики, воспроизводства населения и трудовых ресурсов, других процессов развития страны вместе с тем сложившаяся на сегодня ситуация в этой сфере не может быть признана благополучной по многим параметрам. Наиболее тревожным является распространение социального сиротства, безнадзорности и беспризорности детей, различных форм насилия в отношении детей и их эксплуатации, рост подростковой преступности, низкий уровень жизни семей с детьми.
Удельный вес преступлений, совершенных несовершеннолетними, увеличился и составил 10,3 % (РФ – 8,3 %).
Наибольшую долю в составе преступлений, совершенных несовершеннолетними составляют преступления корыстной направленности. Кражи чужого имущества, грабежи составляют до 70 % от всех преступлений, совершенных несовершеннолетними.
Отмечается рост повторной преступности. Удельный вес участников преступлений из числа ранее совершивших преступления увеличился с 14 до 18 %.
Все большую остроту приобретает приобщение несовершеннолетних к употреблению алкоголя и наркотических веществ.
Общее число преступлений, совершенных подростками в состоянии алкогольного опьянения увеличилось на 53 % (с 36 до 55).
По итогам в 2013 году на учёте в ПДН состояло 3 человека , на внутришкольном учёте 5 человек. В 2014 году на учёте в ПДН – 2 чел., на внутришкольном учёте – 5 учащихся. В 2015 году на учёте в ПДН состояло - 2 чел., на внутришкольном учёте – 5 чел. .
Исходя из этого, была составлена данная программа.
Из причин, способствующих совершению подростками преступлений, следует выделить:
- тяжелое финансовое положение семей;
- неблагополучные отношения в семьях при полном отсутствии контроля со стороны родителей;
- наличие психических отклонений в развитии;
- распространение культа силы (2/3 преступлений, совершаемых подростками, готовятся и продумываются заранее, характеризуются дерзостью замысла, корыстной направленностью, агрессивностью, жестокостью);
- нежелание несовершеннолетнего учиться или работать, проблемы с трудоустройством;
педагогическая запущенность.
Необходимым условием для обеспечения эффективности профилактики безнадзорности и правонарушений является исполнение федерального закона от 24.06.1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
2. Цель:
Укрепить систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и повысить эффективность ее работы.
Задачи:
1. Усиление координации предупредительно-профилактической деятельности всех ведомств, решающих данную проблему;
2. Повышение уровня воспитательно-профилактической работы с подростками в школе через её взаимодействие с КДН и ПДН;
3. Активизация разъяснительной работы среди учащихся, незанятых подростков и родителей по вопросам правопорядка; привлечение учащихся к укреплению правопорядка в школе;
4. Развитие системы организованного досуга и отдыха детей и подростков «группы риска» в каникулярное время;
5. Обеспечение социальной защиты прав несовершеннолетних.
3. Система программных мероприятий.
Организационные мероприятия:
- планирование и корректирование работы по профилактике правонарушений совместно с инспектором ПДН;
- проведение мероприятий по выявлению учащихся и незанятых подростков, склонных к правонарушениям;
- систематическая работа со списком и картотекой «трудных» учащихся;
- участие в проведении «Дней профилактики правонарушений» совместно с ПДН;
- использование возможностей учреждений дополнительного образования, социума в работе с детьми;
- своевременное принятие мер по поступившим сигналам о правонарушении.
Работа с учащимися:
- создание консультационных пунктов по оказанию учащимся и их родителям информационно-правовой помощи;
- изучение Конвенции ООН о правах ребенка и четкое соблюдение этих прав всеми в. школе;
- охват организованным отдыхом и трудом подростков «группы риска» в каникулярное время и интересным, содержательным досугом в течение всего года;
- организация медицинских обследований подростков, склонных к употреблению алкоголя, наркотических и токсических веществ;
- организация занятий для детей и подростков, по саморегуляции, по развитию способности правильно выражать эмоции, по овладению способами разрешения конфликтов;
- организация медико-социально-психолого-педагогической службы по работе с детьми, подростками, родителями и педагогами;
- активизация работы прикладных, технических, спортивных, туристических кружков и секций;
- проведение вечерних, дискотек, клубов выходного дня, экскурсий и путешествий в выходные дни.
Работа с семьей:
- выявление семей, уклоняющихся от воспитания детей, неблагополучных семей, работа с ними;
- организация консультаций специалистов: психологов, педагогов, медиков для родителей;
- организация тематических встреч родителей с работниками образования, правоохранительных органов, прокуратуры, органов здравоохранения.
4. Правовой всеобуч учащихся:
- проведение классных часов по разъяснению Устава школы;
- проведение бесед, классных часов по разъяснению правил поведения и правовой информированности учащихся;
- разъяснение учащимся ответственности за заведомо ложные сообщения о фактах терроризма, о неподобающем поведении вблизи железных дорог;
- проведение тематических бесед и лекций по правовым вопросам с привлечением специалистов по праву;
- изучение государственных и международных документов о правах человека, о положении в обществе и правах ребенка.
5. Ожидаемые результаты:
Предполагается, что реализация мероприятий предусмотренных программой, позволит:
сократить число правонарушений среди несовершеннолетних;
повысить эффективность социально-реабилитационной работы с дезадаптированными, совершающими противоправные действия детьми и подростками.
6. Мониторинг
Для выяснения вопросов (достижение цели программы, динамика реализации мероприятий программы, необходимость корректировки мероприятий программы) необходимо проведение 1 раз в полугодие мониторинга путём сбора информации, проведения анализа деятельности работы школы, СДК, общественных организаций: сравнительный анализ количества преступлений, совершенных несовершеннолетними в поселении; количество состоящих на учёте в КДН и ЗП семей с безнадзорными детьми, семей, находящихся в социально-опасном положении; организация летней занятости несовершеннолетних, состоящих на учёте в КДН и ЗП.
7. Контроль за выполнением программы:
Координацию работы по выполнению программы и контроль за ходом её реализации осуществляет администрация сельского поселения «Досатуйское».
8. План мероприятий по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защите их прав.
№ |
МЕРОПРИЯТИЯ |
СРОКИ |
ОТВЕТСТВЕННЫЕ |
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ |
|||
1. |
Разработка и распространение информационных буклетов для несовершеннолетних, родителей. |
в течение года |
Администрация, школа, СДК, библиотека |
2. |
Анкетирование подростков о занятости в свободное от занятий время |
февраль, март |
Школа, СДК |
3. |
Систематическое планирование работы по профилактике правонарушений совместно с ПДН. |
декабрь, январь |
КДН
|
4. |
Составление банка данных «трудных» учащихся, подростков и неблагополучных семей и организация контроля за ними. |
регулярно. |
Администрация, школа, КДН, ФАП |
5. |
Своевременное оформление материалов для передачи в ПДН и на КДН и ЗП. |
в течение года. |
Администрация, школа |
6. |
Заседание КДН при администрации сельского поселения «Досатуйское» |
в течении года |
Администрация, КДН |
7. |
Месячник правовой пропаганды среди несовершеннолетних и родителей |
апрель - октябрь |
Администрация, школа, СДК, ФАП, библиотека, Молодёжный Совет |
8. |
Проведение семинара «Состояние и проблемы снижения преступности среди несовершеннолетних» |
сентябрь |
Администрация, школа, СДК, библиотека, ФАП |
9. |
Консультации для родителей по вопросам воспитания и профилактики преступности и безнадзорности |
Май, ноябрь |
Школа |
РАБОТА С ПОДРОСТКАМИ |
|||
1. |
Организация на базе СДК и библиотеки работы площадки по профилактике правонарушения и безнадзорности |
В течении года |
СДК, библиотека |
2. |
Организация досуга и внеурочной занятости учащихся. |
В течение года. |
Школа, СДК, библиотека. |
3. |
Организация обследования условий жизни детей-сирот и детей, находящихся под опекой. |
В течение года. |
Администрация, школа, общественные организации, социальная служба |
4. |
Организация медицинского обследования подростков, в т.ч. подростков, склонных к курению, употреблению алкоголя, наркотических и токсических веществ. |
В течение года. |
ФАП, школа |
6. |
Организация помощи подросткам в самоопределении на рынке труда (в поиске работы, в выборе профессий). |
В течение года. |
Администрация, школа |
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ |
|||
1. |
Организация тематических встреч родителей с работниками образования, право охранительных органов, прокуратуры, органов здравоохранения. |
В течение года. |
Школа, администрация |
2. |
Проведение родительских лекториев в рамках родительских собраний |
В течении года |
школа |
3. |
Организация рейдов по семьям с целью выявления семей, находящихся в социально-опасном положении и т.д. |
В течение года. |
Администрация, школа, общественные организации |
4. |
Организация рейдов с целью выявления фактов незаконной продажи спиртосодержащей продукции несовершеннолетним |
В течении года |
Администрация, школа, общественные организации |
5. |
Организация адресной социальной, материальной помощи неблагополучным семьям, малообеспеченным семьям. |
В течение года. |
Администрация |