Государственная программа "Экономическое развитие"
ПРАВИТЕЛЬСТВО ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 марта 2016 года № 103
г. Чита
О внесении изменений в государственную программу Забайкальского края «Экономическое развитие», утвержденную постановлением Правительства Забайкальского края от 23 апреля 2014 года № 220
В соответствии со статьей 44Устава Забайкальского края, Порядком принятия решений о разработке, формирования и реализации государственных программ Забайкальского края, утвержденным постановлением Правительства Забайкальского края от 30 декабря 2013 года № 600, в связи с возникшей необходимостью Правительство Забайкальского края постановляет:
утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в государственную программу Забайкальского края «Экономическое развитие», утвержденную постановлением Правительства Забайкальского края от 23 апреля 2014 года № 220 (с изменениями, внесенными постановлениями Правительства Забайкальского края от 04 июля 2014 года № 386, от 07 октября 2014 года № 568, от 31 марта 2015 года № 125, от
12 мая 2015 года № 220, от 04 июня 2015 года № 275, от 30 июля 2015 года № 370, от 05 сентября 2015 года № 451).
Временно исполняющая обязанности
Губернатора Забайкальского края Н.Н.Жданова
|
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства Забайкальского края от 22 марта 2016 года № 103
|
ИЗМЕНЕНИЯ,
которые вносятся в государственную программу Забайкальского края «Экономическое развитие», утвержденную постановлением Правительства Забайкальского края от 23 апреля 2014 года № 220
Государственную программу Забайкальского края «Экономическое развитие», утвержденную указанным постановлением, изложить в следующей редакции:
|
«УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства Забайкальского края от 23 апреля 2014 года № 220 (в редакции постановления Правительства Забайкальского края от 22 марта 2016 года № 103)
|
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ «ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
Паспорт
государственной программы Забайкальского края
«Экономическое развитие»
Ответственный исполнитель программы |
Министерство экономического развития Забайкальского края.
|
Соисполнители программы |
Исполнительные органы государственной власти Забайкальского края, органы местного самоуправления муниципальных образований Забайкальского края |
Подпрограммы программы
|
«Стимулирование инвестиционной деятельности в Забайкальском крае»; «Развитие малого и среднего предпринимательства»; «Стимулирование инновационного развития»; «Повышение эффективности государственного и муниципального управления»; «Совершенствование системы стратегического управления в Забайкальском крае»; «Совершенствование закупок товаров, работ, услуг в Забайкальском крае»; обеспечивающая подпрограмма.
|
Цели программы
|
Создание условий для устойчивого роста экономики Забайкальского края.
|
Задачи программы
|
Активизация привлечения частных инвестиций в экономику Забайкальского края; стимулирование развития малого и среднего предпринимательства и потребительского рынка; стимулирование и государственная поддержка инновационной деятельности; повышение эффективности государственного и муниципального управления, стратегического прогнозирования и планирования в Забайкальском крае; повышение эффективности, результативности и открытости закупок; создание условий для реализации полномочий Министерства экономического развития Забайкальского края.
|
Этапы и сроки реализации программы |
2014-2020 годы. Один этап.
|
Объемы бюджетных ассигнований программы |
Общий объем расходов на программу составляет 3659354,37904 тыс. рублей, в том числе: в 2014 году – 322502,23339 тыс. рублей; в 2015 году – 599562,84565 тыс. рублей; в 2016 году – 250635,3 тыс. рублей; в 2017 году – 617453,5 тыс. рублей; в 2018 году – 613453,5 тыс. рублей; в 2019 году – 622873,5 тыс. рублей; в 2020 году – 632873,5 тыс. рублей.
Из них: средства бюджета Забайкальского края 3131260,75905 тыс. рублей в том числе: в 2014 году – 118463,5212 тыс. рублей; в 2015 году – 275507,93785 тыс. рублей; в 2016 году – 250635,3 тыс. рублей; в 2017 году – 617453,5 тыс. рублей; в 2018 году – 613453,5 тыс. рублей; в 2019 году – 622873,5 тыс. рублей; в 2020 году – 632873,5 тыс. рублей. средства федерального бюджета 528093,61999 тыс. рублей, в том числе: в 2014 году – 204038,71219 тыс. рублей; в 2015 году – 324054,9078 тыс. рублей. Общий объем расходов на подпрограмму «Стимулирование инвестиционной деятельности в Забайкальском крае» составляет 109654,2 тыс. рублей. Общий объем расходов на подпрограмму «Развитие малого и среднего предпринимательства» составляет 1512010,81904 тыс. рублей. Общий объем расходов на подпрограмму «Стимулирование инновационного развития» за счет средств краевого бюджета составляет 0,0 тыс. рублей. Общий объем расходов на подпрограмму «Повышение эффективности государственного и муниципального управления» составляет 1586468,3 тыс. рублей. Общий объем расходов на подпрограмму «Совершенствование системы стратегического управления в Забайкальском крае» составляет 10672,6 тыс. рублей. Общий объем расходов на подпрограмму «Совершенствование закупок товаров, работ, услуг в Забайкальском крае» составляет 118345,7 тыс. рублей. Общий объем расходов на обеспечивающую подпрограмму составляет 322202,76 тыс. рублей.
|
Ожидаемые значения показателей конечных результатов реализации программы |
Среднегодовые темпы роста объема валового регионального продукта в течение реализации государственной программы составят 1,4 %. Индекс физического объема валового регионального продукта в сопоставимых ценах к 2020 году увеличится в 1,1 раза к уровню 2013 года. Годовой объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования к 2020 году увеличится до 94,9 млрд. рублей. Количество субъектов малого и среднего предпринимательства (включая индивидуальных предпринимателей) в расчете на 1 тыс. человек населения Забайкальского края увеличится до 44,7 в 2020 году. Уровень удовлетворенности граждан качеством государственных и муниципальных услуг достигнет 90 % к 2018 году. Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг к 2020 году составит 8 %. |
1. Характеристика текущего состояния сферы реализации государственной программы
1.1. Общая характеристика экономического положения края
В Забайкальском крае социально-экономическая ситуация характеризуется сохранением позитивных тенденций в социальной сфере и отраслях реального сектора экономики.
В 2013 году, по оценке, индекс физического объема валового регионального продукта в сопоставимых ценах составил 102,1 % к уровню 2012 года.
В 2013 году прирост промышленного производства в сопоставимых ценах составил 6,5 % (по России – 0,3 %). По приросту промышленного производства Забайкальский край в 2013 году вышел на 3-е место среди регионов Сибирского федерального округа.
Продолжалась реализация крупных инвестиционных проектов и запуск новых производств.
Объем добычи золота составил 9,4 тонны (в 2012 году – 8,3 тонны). Это наибольший показатель за последние 19 лет.
Прирост объемов производства урана по сравнению с 2012 годом составил 6,5 %, угля – 5,6 %.
Позитивным является выход Забайкальского края на энергосбалансированность за счет наращивания объемов собственной выработки электроэнергии на 9,3 %, в основном за счет введенного в эксплуатацию третьего блока Харанорской ГРЭС.
Объем перевозок (отправлений) грузов железнодорожным транспортом в целом по Забайкальской железной дороге сократился в 2013 году на 19,9 % к уровню предыдущего года, что связано, в основном, с сокращением перевозок нефти и строительных грузов по Забайкальской железной дороге. Объем услуг связи снизился по сравнению с 2012 годом на 0,7 %.
Более напряженно, по сравнению с предыдущими годами, складывалась ситуация в сельском хозяйстве края. Индекс сельскохозяйственного производства в 2013 году составил 100,1 %. В результате неблагоприятных погодных условий валовой сбор зерна составил 167,3 тыс. тонн (78,5 % к уровню 2012 года), списано и переведено на кормовые цели 12 тыс. га зерновых культур, или более 8 % посевной площади.
К концу 2013 года удалось преодолеть спад объемов производства по виду деятельности «строительство» и выйти на уровень 2012 года (прирост составил 0,1 %).
В 2013 году объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования составил 52,9 млрд. рублей, 74,4 % к уровню предыдущего года.
Сохранена и стабилизирована ситуация на рынке труда, уровень регистрируемой безработицы на 01 января 2014 года составил 1,9 % от экономически активного населения (в 2012 году – 2,0 %).
Заработная плата в 2013 году увеличилась на 11,2 % к уровню предыдущего года. Реальные денежные доходы населения в расчете на душу населения составили 105,7 % к уровню 2012 года.
1.2. Инвестиционная деятельность
Одним из основных факторов развития экономического потенциала и социально-экономического развития Забайкальского края в целом является привлечение инвестиций. В современных условиях, учитывая ограниченность бюджетных средств и проводимую более жесткую политику в области формирования расходов бюджетов как на федеральном, так и на региональном уровнях, объемы вложений инвестиций в основной капитал и, как следствие, социально-экономическое развитие края находятся в зависимости от привлечения частных инвестиций. Масштабы привлечения частных инвестиций во многом определяются инвестиционной привлекательностью края, в связи с этим огромное значение имеет формирование эффективной региональной инвестиционной политики.
Вопросы государственной поддержки инвестиционной деятельности в Забайкальском крае регулируются Законом Забайкальского края от
27 февраля 2009 года № 148-ЗЗК «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Забайкальском крае», которым устанавливаются формы и порядок ее предоставления.
В соответствии с региональным законодательством в крае предусмотрено более 10 форм государственной поддержки инвестиционной деятельности, из которых наиболее востребованными являются предоставление государственных гарантий и субсидирование части процентной ставки за пользование кредитом (займом).
В 2013 году за счет средств краевого бюджета было предоставлено субсидий на общую сумму 14,6 млн. рублей 9 инвесторам, государственных гарантий – на 143,2 млн. рублей 2 инвесторам.
Инвестиционным проектам, имеющим важное значение для решения социально-экономических проблем края, предусмотрено присвоение статуса инвестиционного проекта краевого значения (в случае если проект реализуется российскими инвесторами) и приоритетного инвестиционного проекта (в случае если проект реализуется иностранными инвесторами), дающего право на дополнительные меры государственной поддержки. В настоящее время на территории края реализуются 4 инвестиционных проекта, имеющих статус инвестиционного проекта краевого значения и 1 проект, имеющий статус приоритетного инвестиционного проекта.
Кроме того, региональным инвестиционным законодательством установлен институт государственного кураторства инвестиционных проектов, стоимость которых превышает 100,0 млн. рублей. Деятельность государственных кураторов, назначенных Губернатором Забайкальского края из числа руководителей органов исполнительной власти Забайкальского края, направлена на содействие инвесторам в решении вопросов организации бизнеса.
В целях введения в практику новых перспективных мер государственной поддержки инвесторов принят Закон Забайкальского края от 28 февраля 2012 года № 633-ЗЗК «Об основаниях и условиях предоставления инвестиционного налогового кредита по региональным налогам».
На создание благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций в экономику Забайкальского края направлен Закон Забайкальского края от 25 декабря 2012 года № 765-ЗЗК «О государственной поддержке иностранных инвестиций в экономику Забайкальского края и о внесении изменения в Закон Забайкальского края «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Забайкальском крае». Закон определяет правовые и экономические основы государственной поддержки иностранных инвестиций, устанавливает особенности предоставления той или иной формы государственной поддержки, а также порядок её оказания органами государственной власти Забайкальского края.
Предоставление иностранным инвесторам организационной поддержки, инвестиционного налогового кредита, налоговых льгот, льгот по аренде имущества, являющегося государственной собственностью Забайкальского края, осуществляется в случае реализации ими приоритетных инвестиционных проектов Забайкальского края.
Доступная инфраструктура для размещения производственных и иных объектов инвесторов на территории края создается на основании Закона Забайкальского края от 04 мая 2010 года № 368-ЗЗК «О промышленных парках Забайкальского края».
Промышленные парки обеспечивают условия создания и развития производств с высокой добавленной стоимостью и создание высокопроизводительных рабочих мест, что обеспечивает значительные поступления в бюджеты всех уровней.
Постановлением Правительства Забайкальского края от 14 мая
2010 года № 190 создан промышленный парк «Могойтуй», который представляет собой выделенную территорию, обеспеченную административно-технической инфраструктурой, способной обслуживать до нескольких десятков сборочных и перерабатывающих производств.
Кроме того, ведется работа по созданию промышленного парка в городе Краснокаменске.
В настоящее время в Забайкальском крае продолжается работа по совершенствованию правового регулирования инвестиционной деятельности, а также созданию благоприятного инвестиционного климата.
Более подробная информация относительно состояния дел в сфере инвестиций в Забайкальском крае представлена далее в соответствующей подпрограмме.
1.3. Предпринимательский климат
Развитие малого и среднего предпринимательства, содействие развитию инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса является одним из приоритетных направлений социально-экономического развития края, что обусловлено высокой значимостью малого и среднего бизнеса в решении социальных и экономических задач.
Малое и среднее предпринимательство оказывает значимое влияние на экономику Забайкальского края: в 2013 году субъекты малого и среднего бизнеса составляли 56,0 % в общей численности коммерческих юридических лиц, действующих в крае. В данном секторе трудилось 110,0 тыс. человек, что составило 20,5 % от экономически активного населения Забайкальского края, произведено 28,2 % от общего объема региональной продукции, собирается, по оценке, 19,3 % от суммы налогов, поступающих в бюджет края от всех субъектов экономики.
На начало 2014 года в Забайкальском крае действовал 31991 субъект малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей.
Субъектами малого и среднего бизнеса в настоящее время производится:
35 % промышленной продукции края;
49 % работ (услуг) в сфере капитального строительства и ремонта;
60 % платных услуг;
92 % сельхозпродукции (включая ЛПХ);
93 % услуг розничной торговли;
96 % услуг автомобильных перевозок.
Государственная поддержка осуществлялась в рамках краевой долгосрочной целевой программы по развитию субъектов малого и среднего предпринимательства в Забайкальском крае. В 2010–2013 годах объем финансирования программы по развитию субъектов малого и среднего предпринимательства увеличился в 2,4 раза, поддержка оказана более 3100 субъектам малого и среднего предпринимательства, в результате чего создано свыше 5 тысяч новых и сохранено около 18 тысяч действующих рабочих мест, находившихся в период кризиса под угрозой ликвидации. Предоставление поручительств гарантийного фонда простимулировало предпринимателей на привлечение около 3,0 млрд. рублей банковских кредитов. Поступление налоговых платежей во все уровни бюджетов от поддержанных предпринимательских структур превысило 1,5 млрд. рублей.
В 33 муниципальных образованиях действуют целевые программы поддержки малого предпринимательства, 76 % из которых финансируются их местных бюджетов муниципальных образований Забайкальского края.
Перечни муниципального имущества, предназначенного для предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства, сформированы в 34 муниципальных районах (городских округах). В состав их включено более 1100 объектов недвижимости с общей площадью 357 тыс. кв. м.
В Забайкальском крае активно функционирует региональная инфраструктура поддержки малого и среднего предпринимательства. В ее составе краевой фонд поддержки малого и среднего предпринимательства, Забайкальская лизинговая компания, Гарантийный фонд, фонд инвестиционного развития, краевой микрофинансовый центр, 2 бизнес-инкубатора, 14 муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства, 2 представительства организаций, образующих инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства, Забайкальский экспортный центр. Совокупные финансовые активы перечисленных организаций превысили 900 млн. рублей.
Данными структурами в 2010–2013 годах выдано около 1150 млн. рублей кредитов, предоставлено более 500 гарантий.
Реализация мероприятий по поддержке малого и среднего предпринимательства в Забайкальском крае, направленных на решение ключевых проблем бизнеса, позволила в некоторой мере смягчить крайне неблагоприятные условия предпринимательской деятельности в условиях посткризисного периода. В 2013 году приоритетными направлениями программы являлись: развитие инноваций, лизинга, социального предпринимательства, начинающего бизнеса, возмещение процентной ставки по кредитам, развитие микрофинансирования. В число мероприятий поддержки малого и среднего предпринимательства впервые были включены мероприятия по обеспечению доступа к финансовым ресурсам малых компаний с численностью работников свыше 30 человек, для которых разработаны меры, направленные в первую очередь на поддержку модернизации производства: компенсация расходов на приобретение оборудования, субсидирование расходов по лизингу оборудования.
Более подробная информация относительно состояния дел в сфере малого и среднего предпринимательства представлена далее в соответствующей подпрограмме.
1.4. Инновационное развитие
Для Забайкальского края характерен низкий уровень развития научной и инновационной деятельности и значительное его отставание от уровня Российской Федерации и Сибирского федерального округа. Актуальным является вопрос несоответствия предложенных региональным сектором исследований технологий и разработок потребностям бизнеса в технологической модернизации.
Правительством Забайкальского края предпринимаются меры по реформированию инновационной системы.
В настоящее время сформирована основная нормативная правовая база, направленная на решение вопросов инновационного развития региона.
Закон Забайкальского края от 20 ноября 2009 года № 275-ЗЗК «Об инновационной деятельности в Забайкальском крае» и Концепция развития инновационной деятельности в Забайкальском крае, утвержденная распоряжением Правительства Забайкальского края от 19 июля 2011 года
№ 373-р, позволили активизировать инновационные процессы.
В 2013 году осуществлялось финансирование мероприятий по стимулированию инновационной деятельности за счет средств краевого бюджета и Российского фонда фундаментальных исследований (далее – РФФИ). Предоставлены гранты победителям конкурса «РФФИ и Забайкальский край» на общую сумму 2100 тыс. рублей за счет средств краевого бюджета (1575 тыс. рублей) и РФФИ (525 тыс. рублей).
Кроме того, велось сопровождение информационного портала «Инновации в Забайкалье» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Получила развитие инфраструктура поддержки инновационной деятельности. На территории края осуществляют свою деятельность центр трансфера технологий, технопарк, бизнес-инкубаторы, представители венчурных инвесторов.
Вместе с тем на фоне мероприятий по созданию условий для коммерциализации и экономической реализации результатов исследовательской деятельности в высших образовательных учреждениях края остро встала проблема отсутствия жизнеспособных и актуальных, соответствующих вызовам времени результатов научных исследований. Не реализуются меры по поддержке кооперации вузов с предприятиями, дальнейшему развитию вузовской инновационной инфраструктуры.
С целью создания новых форм государственной поддержки и стимулирования инновационной деятельности принят Закон Забайкальского края от 28 октября 2013 года № 865-ЗЗК «О внесении изменений в Закон Забайкальского края «Об инновационной деятельности в Забайкальском крае», в соответствии с которым Правительство Забайкальского края уполномочено устанавливать порядок разработки и реализации программ инновационного развития краевых государственных учреждений, государственных унитарных предприятий и хозяйственных обществ, акции (доли) в уставном капитале которых находятся в собственности Забайкальского края, устанавливать долю инновационных товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг для государственных нужд, а также иные изменения, способствующие установлению более благоприятных условий ведения инновационной деятельности в Забайкальском крае.
В целом состояние краевой инновационной сферы нельзя признать удовлетворительным. Созданные элементы инновационной системы и увеличение финансирования не запустили в должной степени модернизационные процессы и пока не привели к необходимым структурным изменениям и диверсификации экономики.
Недостаточная приоритизация задач по поддержке инновационной активности бизнеса, развитию человеческого капитала не позволила обеспечить необходимую комплексность подхода и ликвидацию «узких мест» в инновационной системе края.
В результате на сегодняшний момент ключевой проблемой инновационного развития является низкий спрос на инновации в забайкальской экономике, а также неэффективная структура указанного спроса - перекос в сторону закупки готового оборудования и товаров за рубежом в ущерб внедрению собственных новых разработок.
Более подробная информация относительно состояния дел в сфере инновационного развития представлена далее в соответствующей подпрограмме.
1.5. Качество государственных институтов
Региональная политика в сфере повышения качества государственных институтов направлена на реализацию мер по повышению эффективности исполнения государственных функций и повышению качества государственных услуг, а также мер по совершенствованию системы стратегического планирования и прогнозирования социально-экономического развития Забайкальского края.
Одним из ключевых факторов экономического развития региона является качество государственного управления. Новые рыночные условия предъявляют более высокие требования к эффективности исполнительной власти.
Основные направления повышения эффективности государственного и муниципального управления были обозначены в программных документах: Концепции снижения административных барьеров и повышения доступности государственных услуг на 2011–2013 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 июня 2011 года № 1021-р, Указе Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», краевой долгосрочной целевой программе «Снижение административных барьеров, оптимизация и повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, в Забайкальском крае (2011–2013 годы)», утвержденной постановлением Правительства Забайкальского края от 01 июля 2011 года № 236.
Основные направления обеспечения качества предоставления государственных и муниципальных услуг определены в Федеральном законеот 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
Системообразующим нормативным правовым актом в сфере осуществления функций органов исполнительной власти по контролю и надзору является Федеральный закон от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Указанным законом установлены гарантии защиты прав и законных интересов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении проверок органами по контролю (надзору).
В целях бюджетного планирования ежегодно разрабатывались доклады о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования.
Во исполнение УказаПрезидента Российской Федерации от 28 июня 2007 года № 825 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» и Указа Президента Российской Федерации от 21 августа 2012 года № 1199 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» ежегодно проводится оценка деятельности органов исполнительной власти с учетом выполнения показателей, установленных для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Также ежегодно проводится оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края в соответствии с УказомПрезидента Российской Федерации от 28 апреля 2008 года № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов». Итоги оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления доводятся до глав администраций муниципальных образований для принятия управленческих решений, направленных на повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления, а также размещаются в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Одним из основных факторов успешного социально-экономического развития Забайкальского края, повышения конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности экономики края является наличие эффективно функционирующей системы стратегического управления.
Региональная система стратегического управления и планирования до 2015 года основывалась на реализации законов Забайкальского края от
22 декабря 2009 года № 322-ЗЗК «О стратегическом планировании в Забайкальском крае» и от 10 декабря 2009 года № 295-ЗЗК «О стратегических направлениях развития Забайкальского края на период до 2025 года и программе социально-экономического развития Забайкальского края на 2010-2014 годы», 20 ноября 2015 года принят Закон Забайкальского края № 1253-ЗЗК «О стратегическом планировании в Забайкальском крае».
Постановлением Правительства Забайкальского края от 26 декабря 2013 года № 586 утверждена Стратегия социально-экономического развития Забайкальского края на период до 2030 года.
Ежегодный мониторинг, проводимый в рамках координации реализации Программы социально-экономического развития Забайкальского края на 2010–2014 годы, утвержденной Законом Забайкальского края от 10 декабря 2009 года № 295-ЗЗК, выявил опережающую динамику ряда целевых индикаторов программы. Кроме того, по результатам проведенной в 2010–2011 годах корректировки комплексных программ социально-экономического развития муниципальных образований выявлено более 70 новых направлений экономической деятельности, конкурентоспособных видов продукции и услуг. Это определило необходимость проведения корректировки Программы социально-экономического развития Забайкальского края на 2010–2014 годы. Закон Забайкальского края от
26 декабря 2012 года № 772-ЗЗК о внесении изменений в указанную программу обеспечивает повышение целевого программного уровня (на 2014 год) ряда социальных индикаторов развития региона, характеризующих уровень и качество жизни населения, а также актуализацию в составе программы приоритетных направлений экономической деятельности муниципальных образований.
Разработан долгосрочный прогноз социально-экономического развития края, в котором целевые значения основных показателей социально-экономического развития края на период до 2030 года определены в соответствии с параметрами, обозначенными в указах Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года.
Значительно возросла роль и значение в стратегическом управлении информации о происходящих в регионе социально-экономических процессах.
Мониторинг социально-экономических процессов региона является одним из действенных методов своевременного реагирования на наиболее острые текущие проблемы в экономике и социальной сфере края, выявления кризисных ситуаций и устранения их негативных последствий, отслеживания меняющихся с течением времени потребностей населения, выявления тенденций и «узких мест» социально-экономического развития территории.
Ежеквартально осуществляется мониторинг социально-экономического развития Забайкальского края, социально-экономического положения моногородов региона. С целью обоснования бюджета на текущий финансовый год и плановый период проводится мониторинг социально-экономического развития муниципальных образований края. Осуществляется подготовка отчетов о ходе выполнения Комплексного плана действий Правительства Забайкальского по достижению целевых показателей социально-экономического развития, установленных указами Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года № 597-601, 606 и Плана мероприятий Правительства Забайкальского края по реализации поручений и достижению целевых показателей, установленных Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года № 596.
В целях оперативного получения полной и достоверной информации о социально-экономических процессах, происходящих в Забайкальском крае, осуществляется работа по внедрению регионального сегмента вертикально интегрированной государственной автоматизированной системы «Управление».
Результаты мониторинга используются для обоснования принимаемых решений и действий в области экономики, социально-экономической политики, а также способствуют выбору лучших вариантов действий Правительства Забайкальского края.
Более подробная информация относительно состояния дел в сфере качества управления представлена далее в соответствующих подпрограммах.
1.6. Основные проблемы в сфере реализации программы
Несмотря на отмеченные положительные тенденции в сфере реализации региональной экономической и инновационной политики, в настоящее время отмечается ряд нерешенных проблем.
Забайкальский край значительно отстает в привлечении инвестиций по сравнению с соседними регионами – Республикой Бурятия и Амурской областью. Общий объем инвестиций в основной капитал в Забайкальском крае на протяжении нескольких лет не превышает 4,5–5,0 % от общего объема инвестиций в основной капитал в Сибирском федеральном округе.
Отставание сложилось исторически и обусловлено следующими факторами:
наличие инфраструктурных ограничений при реализации инвестиционных проектов. Предлагаемые инвесторам инвестиционные площадки для размещения новых крупных производств в муниципальных образованиях края инженерно не обустроены, в крае практически отсутствуют территории развития с развитой инженерной инфраструктурой (за исключением промышленного парка «Могойтуй»);
отсутствие благоприятной административной среды и наличие административных барьеров. Не в полной мере налажено взаимодействие региональных органов власти, органов местного самоуправления муниципальных образований края, объединений предпринимателей и банков в работе по поддержке инвесторов;
недостаточное использование механизмов государственно-частного партнерства при реализации инфраструктурных и социально значимых инвестиционных проектов.
В сфере развития малого и среднего предпринимательства остается актуальной проблема качественного развития малого и среднего бизнеса. На территории края наблюдается значительно более низкий уровень вклада производственных компаний в экономику края по сравнению со среднероссийским, доминирование торгового сектора экономики.
Созданные элементы государственной поддержки инвестиционной и инновационной деятельности, малого и среднего предпринимательства, увеличение государственного финансирования не запустили в должной степени модернизационные процессы и пока не привели к необходимым структурным изменениям и диверсификации экономики.
Нерешенными остаются и ряд других серьезных проблем:
высокие риски ведения предпринимательской деятельности в целом по России, в том числе и в Забайкальском крае;
незаинтересованность кредитных организаций в финансировании рискового бизнеса;
фрагментарность региональной инновационной системы, отсутствие должных взаимосвязей между ее элементами, надлежащей интеграции образования, науки и бизнеса;
недостаточный кадровый, в том числе управленческий, потенциал для развития инновационных секторов экономики и модернизации традиционных отраслей;
отсутствие для предприятий стимулов к повышению производительности труда, модернизации производства;
недостаточный уровень межведомственной и межуровневой координации при планировании и реализации стратегических документов развития, недостаток оперативной и достоверной официальной статистической информации для принятия управленческих решений и корректировки региональной экономической политики.
Перечисленные факторы негативным образом отражаются на инвестиционной привлекательности Забайкальского края и степени его конкурентоспособности.
2. Перечень приоритетов государственной политики
в сфере реализации государственной программы
Исходя из анализа социально-экономического развития края и с учетом стратегических приоритетов развития Забайкальского края, определенных в Стратегии социально-экономического развития Сибири до 2020 года, Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года, а также Стратегией социально-экономического развития Забайкальского края на период до 2030 года, определены приоритеты долгосрочного развития края:
- повышение стандартов жизни населения до уровня не ниже среднероссийского;
- обеспечение выполнения задач, определенных указами Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года;
- экономический рост, который достигается в том числе через создание благоприятного предпринимательского климата и условий для повышения инвестиционной и инновационной активности бизнеса;
- развитие местного самоуправления.
Настоящая программа направлена на создание условий для обеспечения поступательного движения в приоритетных сферах.
3. Описание целей и задач государственной программы
Целью государственной программы является создание условий для устойчивого роста экономики Забайкальского края.
Для достижения указанной цели потребуется решение следующих задач:
активизация привлечения частных инвестиций в экономику Забайкальского края;
стимулирование развития малого и среднего предпринимательства и потребительского рынка;
стимулирование и государственная поддержка инновационной деятельности;
повышение эффективности государственного и муниципального управления, стратегического прогнозирования и планирования в Забайкальском крае;
повышение эффективности, результативности и открытости закупок;
создание условий для реализации полномочий Министерства экономического развития Забайкальского края.
4. Сроки и этапы реализации государственной программы
Государственная программа реализуется в 2014–2020 годах, в один этап.
5. Перечень основных мероприятий государственной программы
с указанием сроков их реализации и ожидаемых
непосредственных результатов
Представлен в Приложении к государственной программе.
6. Перечень показателей конечных результатов государственной программы, методики их расчета и плановые значения по годам реализации государственной программы
Представлены в Приложении к государственной программе.
7. Информация о финансовом обеспечении государственной программы Забайкальского края
Представлена в Приложении к государственной программе, а также при необходимости детально описана в разделах, посвященных отдельным подпрограммам.
8. Описание рисков реализации государственной программы и способов их минимизации
Реализация государственной программы сопряжена с рядом рисков, в основном имеющих внешний характер.
Риск |
Последствия наступления |
Способы минимизации |
---|---|---|
1. Внешние риски |
||
1.1. Ухудшение экономической конъюнктуры, изменение мировых цен на экспортируемые товары и т.п. |
Ухудшение результатов работы негосударственного сектора, замедление либо полный отказ от реализации инвестиционных проектов, вследствие чего – недостижение запланированных результатов реализации государственной программы |
Мониторинг состояния дел, при необходимости – разработка мер, направленных на снижение негативных последствий, в том числе – на поиск альтернативных источников финансирования |
1.2. Низкая активность участия в реализации мероприятий государственной программы, организаций негосударственного сектора, их незаинтересованность во взаимодействии с государственным сектором |
Сложности учета потребностей развития негосударственного сектора, недостижение запланированных результатов реализации государственной программы |
Активизация работы с негосударственным сектором, распространение информации о программе; при необходимости – оформление договорных отношений |
1.3. Отсутствие (снижение) объемов финансирования государственной программы |
Невозможность реализации ряда основных мероприятий и мероприятий государственной программы, недостижение заявленных результатов. |
Мониторинг состояния дел с привлечением средств из различных источников. При необходимости – корректировка ожидаемых результатов реализации государственной программы и/или разработка предложений по привлечению альтернативных источников финансирования |
1.4. Изменение федерального законодательства, ухудшающее условия выполнения государственной программы |
Невозможность реализации ряда основных мероприятий и мероприятий государственной программы, недостижение заявленных результатов |
Мониторинг потенциальных изменений федерального законодательства, при необходимости – принятие мер, минимизирующих негативные последствия изменения федерального законодательства |
2. Внутренние риски |
||
2.1. Недостаточная скоординированность деятельности по реализации государственной программы |
Нарушение сроков выполнения мероприятий государственной программы, недостижение запланированных результатов деятельности |
Назначение ответственных исполнителей, организация текущего мониторинга хода выполнения мероприятий программы |
Также информация о специфических рисках, обусловленных особенностями той или иной сферы деятельности, приведена далее в отдельных подпрограммах.
Подпрограмма
«Стимулирование инвестиционной деятельности
в Забайкальском крае»
Паспорт
подпрограммы «Стимулирование инвестиционной
деятельности в Забайкальском крае»
Ответственный исполнитель подпрограммы
|
Министерство экономического развития Забайкальского края. |
Соисполнители подпрограммы
|
Министерство финансов Забайкальского края. |
Цели подпрограммы
|
Улучшение инвестиционного климата в Забайкальском крае и повышение эффективности государственных инвестиций.
|
Задачи подпрограммы
|
Внедрение и реализация Стандарта деятельности органов исполнительной власти края по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе; внедрение лучших практик Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в Забайкальском крае; повышение эффективности государственной поддержки инвестиционной деятельности; развитие механизмов государственно-частного партнерства; создание и развитие на территории края промышленных парков; создание на территории края территории опережающего социально-экономического развития и особой экономической зоны. |
Этапы и сроки реализации подпрограммы |
2014-2020 годы. Один этап. |
Объемы бюджетных ассигнований подпрограммы
|
Расходы бюджета Забайкальского края на реализацию подпрограммы составят 109654,2 тыс. рублей, в том числе: в 2014 году – 22524,7 тыс. рублей; в 2015 году – 20250,0 тыс. рублей; в 2016 году – 13375,9 тыс. рублей; в 2017 году – 13375,9 тыс. рублей; в 2018 году – 13375,9 тыс. рублей; в 2019 году – 13375,9 тыс. рублей; в 2020 году – 13375,9 тыс. рублей. |
Ожидаемые значения показателей конечных результатов реализации подпрограммы |
Решение первоочередных задач в инвестиционной сфере с учетом специфики Забайкальского края, а также развитие и повышение уровня инвестиционной активности. |
- Характеристика текущего состояния сферы инвестиционной деятельности в Забайкальском крае
Одним из основных факторов развития экономического потенциала и социально-экономического развития Забайкальского края является привлечение инвестиций.
В современных условиях, учитывая ограниченность бюджетных средств и ужесточение политики в области формирования расходов бюджетов как на федеральном, так и на региональном уровнях, темпы социально-экономического развитие края во многом зависят от привлечения частных инвестиций.
Масштабы привлечения частных инвестиций во многом определяются инвестиционной привлекательностью края, в связи с этим огромное значение имеет формирование эффективной региональной инвестиционной политики.
На сегодняшний день на территории Забайкальского края сформирована необходимая нормативная правовая база, регулирующая предоставление государственной поддержки инвестиционной деятельности.
Инвестор, реализующий инвестиционный проект, может рассчитывать на различные формы государственной поддержки в соответствии с действующим региональным инвестиционным законодательством, которое гарантирует равные условия для всех участников бизнес-процесса, необходимые для справедливой конкуренции, минимальные административные барьеры, благоприятный налоговый режим.
На данный момент региональное инвестиционное законодательство представлено следующими нормативными правовыми актами:
Закон Забайкальского края «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Забайкальском крае»;
Закон Забайкальского края «О государственной поддержке иностранных инвестиций в экономику Забайкальского края» и о внесении изменения в Закон Забайкальского края «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Забайкальском крае»;
Закон Забайкальского края «Об установлении пониженных ставок налога на прибыль организаций отдельным категориям налогоплательщиков в части сумм налога на прибыль организаций, зачисляемых в бюджет Забайкальского края»;
Закон Забайкальского края «О налоге на имущество организаций»;
Закон Забайкальского края «О реализации отдельных положений главы 3.3 части первой Налогового кодекса Российской Федерации, в части стимулирования реализации региональных инвестиционных проектов»;
Закон Забайкальского края «О государственной поддержке градообразующих организаций промышленности»;
Закон Забайкальского края «О региональной промышленной политике в Забайкальском крае»;
Закон Забайкальского края «О промышленных парках Забайкальского края»;
Закон Забайкальского края «О государственно-частном партнерстве в Забайкальском крае»;
Закон Забайкальского края «Об инновационной деятельности в Забайкальском крае»;
Закон Забайкальского края «О внесении изменения в Закон Забайкальского края «Об установлении отдельных полномочий высшего исполнительного органа государственной власти Забайкальского края»;
Закон Забайкальского края «Об основаниях и условиях предоставления инвестиционного налогового кредита по региональным налогам»;
постановление Правительства Забайкальского края «Об утверждении Порядка вовлечения в инвестиционный процесс имущества, находящегося в собственности Забайкальского края»;
постановление Правительства Забайкальского края «О промышленном парке «Краснокаменск»;
постановление Правительства Забайкальского края «О промышленном парке «Могойтуй».
Государственная поддержка инвестиционной деятельности
Государственная поддержка, предоставленная в соответствии с Законом Забайкальского края «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Забайкальском крае», способствовала реализации таких крупных проектов, как:
«Опытно-промышленная отработка золоторудного месторождения «Савкинское», инвестор - ООО «МангазеяМайнинг», объем инвестиций составляет 1629,8 млн. рублей, проекту присвоен статус инвестиционного проекта краевого значения;
«Организация убоя КРС и производства колбасных изделий на МК «Даурский», инвестор - ООО «Мясокомбинат «Даурский», объем инвестиций составляет 350 млн. рублей, проекту присвоен статус инвестиционного проекта краевого значения;
«Освоение Апсатского каменноугольного месторождения», инвестор - ООО «Арктические разработки», объем инвестиций составляет 31,3 млрд. рублей, проекту присвоен статус инвестиционного проекта краевого значения;
«Производство и переработка молока в Улётовском районе Забайкальского края на 2013 – 2020 гг.», инвестор - ООО «ЗабайкалАгро», объем инвестиций составляет 289,032 млн. рублей, проекту присвоен статус инвестиционного проекта краевого значения;
«Создание лесопромышленного комплекса ООО «ЦПК «Полярная», инвестор ООО «ЦПК «Полярная», объем инвестиций составляет 28 010,2 млн. рублей, проекту присвоен статус приоритетного инвестиционного проекта Забайкальского края
«Организация автосборочного производства грузовых автомобилей ООО «Гуран», инвестор - ООО «Гуран», объем инвестиций составляет 20 млн. рублей.
Создание благоприятного инвестиционного климата
В целях создания благоприятной инвестиционной среды в крае реализован ряд мер по организации взаимодействия с инвесторами:
с 2009 года работает ОАО «Фонд инвестиционного развития Забайкальского края»;
с 2009 года функционирует Совет по вопросам кредитно-финансовой и инвестиционной политики края;
с 2012 года функционирует Совет по улучшению инвестиционного климата, взаимодействию с инвесторами и развитию государственно-частного партнерства
введен механизм кураторства крупных инвестиционных проектов;
на Инвестиционном портале Забайкальского края работает штаб помощи для инвесторов. Это канал прямой связи инвесторов и руководства края для оперативного решения возникающих в процессе инвестиционной деятельности проблем и вопросов;
в 2013 году началась работа по внедрению Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в Забайкальском крае (далее - Стандарт). Стандарт представляет собой совокупность определенных требований (15 разделов), которые при надлежащей реализации позволят достичь цели создания условий для увеличения притока инвестиций в регионы путем внедрения лучшей российской и международной практики взаимодействия региональных органов власти с предпринимателями. В течении 2014 года все разделы Стандарта на территории Забайкальского края внедрены;
в марте 2014 года на базе ОАО «ЗабИнвестФонд» запущено «одно окно» для инвесторов. В рамках сопровождения проектов предоставляется полный спектр инструментов поддержки, включая участие в региональных, федеральных программах, содействие в привлечении средств инвестиционных и венчурных фондов, бизнес-ангелов, институтов развития, частных инвесторов;
утверждена Инвестиционная стратегия края на период до 2020 года, Инвестиционная декларация Забайкальского края;
в декабре 2014 года Губернатором Забайкальского края утверждена Дорожная карта мониторинга результатов внедрения Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в Забайкальском крае на 2014-2015 годы. В настоящее время ведется работа по ее выполнению;
с 2014 года по поручению Президента Российской Федерации запущено пилотное тестирование национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации. Основной принцип рейтинга – сравнение регионов относительно друг друга по 50 показателям, вне зависимости от географических, климатических и инфраструктурных условий. Рейтинг направлен на оценку ключевых факторов создания благоприятного инвестиционного климата, эффективности деятельности региональных властей по улучшению инвестиционного климата региона. Это касается и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, и муниципальных органов власти;
в 2014 году создан Совет по реализации национальной предпринимательской инициативы и две рабочих группы в отраслевых министерствах:
по оптимизации процедур по выдаче разрешения на строительство;
по улучшению инвестиционного климата в части эффективности процедур регистрации предприятий, прав собственности, постановки земельного участка на кадастровый учет и качества территориального планирования.
29 мая 2015 года Губернатором Забайкальского края утверждена дорожная карта внедрения лучших практик Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в Забайкальском крае на 2015 год.
Создание и развитие на территории края промышленных парков
В целях создания условий для новых производств и привлечения инвестиций на территорию края был создан промышленный парк «Могойтуй», который представляет собой выделенную территорию, обеспеченную административно-технической инфраструктурой, способной обслуживать до нескольких десятков сборочных и перерабатывающих производств (офисное здание, гостиница, общежития, централизованные системы электро-, тепло-, водо- и сантехобеспечения и другие объекты).
Также создан промышленный парк «Промышленный парк «Краснокаменск», который представляет собой территориально обособленный комплекс площадью 80 га с подготовленным земельным участком для создания инфраструктуры промышленного парка, строительства административных и бытовых помещений, позволяющих компактно размещать производства и предоставлять условия для эффективного осуществления промышленной или логистической деятельности. В перспективе возможно расширение территории промышленного парка до 450 га и более.
Создание территории опережающего социально-экономического развития и особой экономической зоны
На территории Забайкальского края расположено второе по числу жителей городское поселение Забайкальского края - «Город Краснокаменск», относящееся к первой категории монопрофильных муниципальных образований с наиболее сложным социально-экономическим положением, в котором осуществляет свою деятельность градообразующее предприятие ПАО «Приаргунское производственное горно-химическое объединение», крупнейшее в Российской Федерации уранодобывающее предприятие, входящее в состав добывающего дивизиона Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» - АО «Атомретмедзолото». Город Краснокаменск является экономическим форпостом России на юго-восточной границе с КНР и в связи с меняющейся ситуацией на мировом рынке (перепроизводство урана) основное производство ПАО «ППГХО» несколько лет является убыточным. Высвобождение среднесписочной численности работников ПАО «ППГХО» по состоянию на 01 января 2015 года составило 15 %. В качестве решения данной проблемы, а также в целях диверсификации экономики Правительством Забайкальского края инициировано создание ТОСЭР в Краснокаменске.
В целях создания благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности в приграничных территориях Правительством Забайкальского края ведется работа по со